Аннотация к рабочим программам
6. Технология
Рабочие программы учебного курса «Технология» (1-4 классы) разработаны на основе ФГОС начального общего образования и основной общеобразовательной программы МОУ «Кокуйская СОШ №2» с учётом авторской программы «Школа 2100».
Организация: МОУ «Кокуйская СОШ №2».
Разработчики: учителя начальных классов МОУ «Кокуйская СОШ №2».
Область применения программы: программа является частью основной общеобразовательной программы школы и применяется для 1-4 общеобразовательных классов, обучающихся по УМК «Школа 2100».
Предмет «Технология» - это основы естественных и социальных наук.
Цель курса: саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Задачи курса:
– получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
– усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
– приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
– использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
– приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
– приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Общая характеристика учебного предмета
Задачи курса реализуются через культурологические знания, являющиеся основой для последующей художественно-творческой деятельности, которые в совокупности обеспечивают саморазвитие и развитие личности ребёнка.
Курс состоит из ряда блоков. Основополагающим является культурологический блок, объединяющий эстетические понятия и эстетический контекст, в котором данные понятия раскрываются.
Второй блок – изобразительный. В нём эстетический контекст находит своё выражение в художественно-изобразительной деятельности.
Третий блок – технико-технологический. Здесь основополагающие эстетические идеи и понятия реализуются в конкретном предметно-деятельностном содержании.
Методическая основа курса – деятельностный подход, т.е. организация максимально продуктивной художественно-творческой деятельности детей, начиная с первого класса. Репродуктивным остаётся только освоение новых изобразительных и технологических приёмов, конструктивных особенностей и приёмов сценического искусства через специальные упражнения.
Разнообразные по видам практические работы, выполняемые учащимися, должны соответствовать единым требованиям – эстетичность, практическая значимость (личная или общественная), доступность, а также целесообразность, экологичность. Учитель вправе включать свои варианты изделий с учётом регионального компонента и собственных эстетических интересов.
Важной составной частью практических работ являются упражнения по освоению: а) элементов пластики руки, тела, актёрские этюды, являющиеся основой сценической деятельности; б) отдельных приёмов изобразительной деятельности; в) основных технологических приёмов и операций, лежащих в основе ручной обработки материалов, доступных детям младшего школьного возраста. Упражнения являются залогом качественного выполнения целостной работы. Освоенные через упражнения приёмы включаются в практические работы по выполнению изобразительных работ и изготовлению изделий.
Предлагаемые в курсе «Технология» виды работ имеют целевую направленность. Их основу составляет декоративно-прикладное наследие народов России и театрализованная деятельность как коллективная форма творчества.
Региональный компонент в курсе реализуется через знакомство с культурой и искусством, различные виды творчества и труда, содержание которых отражает краеведческую направленность. Это могут быть изделия, по тематике связанные с ремёслами и промыслами данной местности, театрализованные постановки фольклорных произведений народов, населяющих регион, и т.п.
Продуктивная деятельность на всех этапах урока непосредственным образом связана с речевым развитием детей. Оно получает наивысшее развитие в театрализованных действиях школьников: от пересказа по ролям прочитанных на уроках чтения произведений с использованием изготовленного детьми настольного театра до театрализованных постановок на сцене и в кукольном театре.
Деятельность учащихся первоначально имеет, главным образом, индивидуальный характер. Но постепенно увеличивается доля коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера – проектов.
Особое внимание уделяется вопросу контроля образовательных результатов, оценке деятельности учащихся на уроке. Деятельность учащихся на уроках двусторонняя по своему характеру. Она включает творческую мыслительную работу и практическую часть по реализации замысла. Качество каждой из составляющих часто не совпадает, и поэтому зачастую не может быть одной отметки за урок. Для успешного продвижения ребёнка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на уроке, так и оценка, отражающая его творческие поиски и находки в процессе созерцания, размышления и самореализации. Оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия. Результаты практического труда могут быть оценены по следующим критериям: качество выполнения отдельных (изучаемых на уроке) приёмов и операций и работы в целом. Показателем уровня сформированности универсальных учебных действий является степень самостоятельности, характер деятельности (репродуктивная или продуктивная). Творческие поиски и находки поощряются в словесной одобрительной форме.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом МОУ «Кокуйская СОШ №2» курс «Технология» изучается в 1-4 классах 1 час в неделю.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты
- Положительно относится к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Принимает и осваивает социальную роль обучающегося.
- Несет ответственность за свои поступ¬ки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Сотрудничает со взрослыми и сверстниками в раз¬ных ситуациях, продолжает учиться не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Принимает установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
- принимает и реализует цели и задачи учебной деятельности,
- применяет способы решения проблем творческого и поискового харак¬тера.
- планирует, контролирует и оценивает учеб¬ные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реали¬зации, определяет наиболее эффективные способы достижения результата.
- использует различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, об¬работки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и техноло¬гиями учебного предмета
- слушает собеседника, признает возмож¬ность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагает своё мнение.
Предметные результаты
- Имеет первоначальные представления о созидательном и нрав-ственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
- Имеет первоначальные представления о материальной культу¬ре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
- Приобрел навыки самообслуживания, применяет технологически¬е приёмы ручной обработки материалов, продолжает осваивать правила техники безо¬пасности.
- Использует приобретённые знания и умения для творческого ре¬шения несложных конструкторских, технологических и организационных задач.
Регулятивные УУД
Проговаривает последовательность действий на уроке.
Продолжает учиться работать по предложенному учителем плану.
Отличает верно выполненное задание от неверного.
Продолжает учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД
Ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя.
Делает предварительный отбор источников информации: ориентируется в учебнике (на развороте, в оглавлении).
Добывает новые знания: находит ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывает полученную информацию: делает выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД
Продолжает учиться доносить свою позицию до собеседника;
Продолжает учиться оформлять свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушает и понимает высказывания собеседников.
Продолжает учиться согласованно работать в группе:
а) планировать работу в группе;
б) распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).